Авторы законопроекта считают, что в Регламенте ВР «не реализованы конституционные гарантии и нормы относительно свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины».
Народный депутат от «Слуги народа» Максим Бужанский и депутат от «Оппозиционного платформы — за жизнь» Олег Волошин зарегистрировали в парламенте проект закона о внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины (относительно языка работы) (№3084).
Текст законопроекта размещен на сайте парламента.
Им предлагается в статье Регламента о месте проведения и языке ведения заседаний Верховной Рады установить, что языком работы должностных лиц Верховной Рады, на которых распространяется действие закона «О государственной службе», является государственный язык.
В действующем же положении соответствующего пункта этой статьи указывается, что языком работы Верховной Рады, ее органов и должностных лиц является государственный язык.
Кроме того, депутаты предлагают установить, что, в соответствии со статьей 10 Конституции Украины, в работе Верховной Рады может использоваться русский, другие языки национальных меньшинств Украины.
Также предложенными изменениями устанавливается, что народные депутаты и другие лица, на которых не распространяется действие закона «О государственной службе», на пленарных заседаниях Верховной Рады, парламентских слушаниях, в работе органов Верховной Рады могут использовать для всех видов выступлений, предусмотренных в статье 32 этого регламента, языки национальных меньшинств Украины.
В таком случае, при необходимости Аппарат Верховной Рады Украины обеспечивает перевод с языков национальных меньшинств Украины на государственный язык и наоборот.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы, в частности, отмечают, что, поскольку в статье 2 Регламента ВР установлено, что языком работы Верховной Рады является государственный язык, то в нем «не реализованы конституционные гарантии и нормы относительно свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины».
Среди прочего, они считают, что необходимо учесть, что «русский и другие языки национальных меньшинств являются родными языками или языками общения для миллионов граждан Украины, которые имеют такие же конституционные права, как и, например, украиноязычные граждане, в равной степени с другими платят налоги, выполняют свои конституционные обязанности и т.п.».